Гражданский проспект
Первоначальное наименование дорога в деревню Горожанку (начиналась от Полюстровского пр. ) известно с 1817 г. На участке примерно до ул. Фаворского проходила восточнее современной трассы, включая Баженову ул. и современную Старо-Муринскую ул. В 1836–1889 гг. также включалась в состав Старой Муринской дороги , затем Старо-Муринской дороги (см. Арсенальная ул. ).
С 1887 г. — дорога в колонию Гражданка или дорога в Гражданку (в современных границах) в связи с изменением названия деревни. В 1914–1955 гг. существовал вариант Гражданская дорога .
Несмотря на то, что сама колония находилась ближе к современному пр. Непокорённых , дорога с ее именем шла далее на север, после Муринского ручья отклонялась к востоку от современной трассы и выходила к ж.-д. переезду у ст. Мурино (ныне заменен тоннелем). В некоторых справочниках 1950-х — нач. 1960-х гг. принято делить этот длинный проезд на несколько участков по деревням, располагавшимся вдоль него:
дорога в Гражданку (от пр. Непокорённых примерно до ул. Фаворского ) в составе селения Большая Кушелевка;
собственно колония Гражданка (примерно от ул. Фаворского до ул. Гидротехников );
ул. Русская Гражданка (примерно от ул. Гидротехников до д. 80), в отличие от колонии Гражданка , с XVIII в. заселенной преимущественно немцами.
Далее на дороге находилась известная с 1817 г. деревня Ручьи (от д. 82 до ул. Руставели ), названная так по протекавшему через нее Муринскому ручью . С 1963 г. она постепенно включалась в состав Гражданского пр. и полностью оказалась уничтожена к 1971 г.
Современное наименование дано 17 ноября 1962 г. на участке от пр. Непокорённых до Северного пр. Продлен 27 июля 1970 г. от Северного пр. до Суздальского пр. Часть старой трассы дороги в Гражданку от ул. Руставели до тоннеля как проезд без названия существует поныне.
Иногда в состав проспекта ошибочно включается Кушелевская дорога .