Московский проспект
Со времени основания города по трассе проспекта проходила дорога в Саарскую мызу (позже Сарское село, впоследствии Царское Село, ныне г. Пушкин в состае Санкт-Петербурга), шедшая далее по современным Пулковскому шоссе (до Пулкова), Петербургскому шоссе и Дворцовой ул. в Пушкине. Участок дороги южнее р. Фонтанки имел следующие названия:
Перспективая дорога в Саарскую мызу (1725–1740-е гг.), Сарская дорога (1741–1772), Сарская проспективая (1746–1769), Сарская проспективая дорога (1741–1765), Сарскосельская перспективая дорога (1751–1769), Сарскосельская дорога (1763–1812), Сарскосельская перспективая (1751–1781), Сарскосельский пр. (1798–1835);
Царская проспективая дорога (1741–1777), Царская дорога (1768), Царскосельская дорога (1766–1803), Царскосельская перспективая (1767–1785), Царскосельский пр. (1794—8 ноября 1878 г.) — название финского происхождения «саарская», сократившееся до «сарской», вскоре превратилось благодаря народной этимологии в «царскую».
За Обводным кан. проезд некоторое время еще именовался Царскосельской дорогой , но по мере роста города превратился в Царскосельский пр. и участок от Обводного кан. до пл. Московские ворота . На некоторых планах и в справочниках 1817–1820 гг. уже обозначался как Московский пр., но тогда это название не вошло в употребление. Участок от Московских ворот до пл. Победы с 1800-х гг. входил в состав Московской дороги (впоследствии Московское шоссе ), оставшаяся часть Царскосельской дороги , ныне входящая в состав Пулковского шоссе , сохраняла это наименование до кон. XIX в. На плане 1835 г. в состав дороги в Москву (см. Московское шоссе ) включен и участок от Обводного кан. до пл. Московские ворота .
Участок нечетной стороны от Обводного кан. до Рощинской ул. вместе с частью четной стороны наб. Обводного кан. вдоль д. 100 на плане 1849 г. обозначен и как Скотопрогонная дорога в связи с тем, что по ней гнали скот на бойню, находившуюся на углу Обводного кан. и Московского пр.
Переименован 9 декабря 1857 г. в Большой Царскосельский пр. Определение «Большой» было дано для отличия от получившего тогда же название Малого Царскосельского пр. (ныне Малодетскосельский пр. ), но не привилось, хотя и встречается на некоторых планах.
Участку от Сенной пл. до р. Фонтанки 20 августа 1739 г. присвоено наименование Сарская Проспективая ул. На плане 1753 г. и в рукописи Описания Петербурга Анд. Ив. Богданова (1762) под этим названием (в форме Сарская перспектива ) объединены обе части магистрали.
Впоследствии — Обуховская ул. (1776–1812) по находившемуся в створе улицы Обуховскому мосту . Параллельно в 1783 г. появляется вариант Обуховский пр. До 1857 г. в его состав иногда включался и участок от р. Фонтанки до Обводного кан.
8 ноября 1878 г. Обуховский пр. и Царскосельский пр. объединены в Забалканский пр. Название дано в память, как указано в решении, «достославного перехода в прошлом году, в суровое, зимнее время, Русских войск через Балканский хребет».
В 1891 г. присоединена часть Московского шоссе от пл. Московские Ворота до Рощинской ул. , иногда включавшаяся в состав проспекта уже с 1821 г.
В октябре 1918 г. переименован в Международный пр.
20 декабря 1950 г. Международный пр. и часть Московского шоссе от Рощинской ул. до пл. Победы объединены в пр. им. Сталина в честь Иос. Виссарионовича Сталина (наст. фам. Джугашвили; 1878 или 1879–1953), члена Политбюро ЦК ВКП(б) в 1919–1952 гг., члена Президиума ЦК КПСС с 1952 г., генерального секретаря ЦК РКП(б) – ВКП(б) – КПСС с 1922 г., Героя Социалистического Труда (1939), председателя Совета народных комиссаров (с 1946 г. – Совета министров) СССР с 1941 г., Героя Советского Союза (1945), Генералиссимуса Советского Союза (1945), руководителя Советского государства, ко дню его рождения.
Современное наименование проспект получил 23 июля 1956 г. по Московскому району.