проспект Обуховской Обороны
Первоначально — Архангелогородский тракт (1727–1890-е гг., от пл. Александра Невского за городскую черту, включая современные часть Рыбацкого пр. , часть Советского пр. , Шлиссельбургское шоссе пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе пос. Понтонный, Шлиссельбургское шоссе и Невскую ул. пос. Сапёрный) по г. Архангельску, в который вела магистраль.
Параллельно с этим — Шлиссельбургская дорога (1733–1857) по крепости Шлиссельбург (от нем. Schlüsselburg — ключ-город), вариант: Шлютельбурх (от голл. Sleutelburch), куда вел проезд, который иногда так и назывался — дорога в город Шлиссельбург (1798) или дорога в Шлиссельбург (1821–1835). Иностранное наименование долго «обкатывалось» в русском языке, процесс этот отразился в вариантах названия проезда — Слиссельбургская дорога (1743–1800), дорога в город Слиссельбург (1798), Шлюссельбургская дорога (1775–1802), Шлюссенбургская дорога (1793), Шлютельбургская дорога (1756–1781), Шлютенбургская дорога (1769–1770). Употреблялся и вариант Большая Шлиссельбургская дорога (1781–1801).
Во 2-й пол. XVIII в. и 1-й пол. XIX в. существовали также следующие наименования:
Большая Архангелогородская дорога (1799) или Архангелогородская дорога (кон. XVIII в.—1839);
Тифинская дорога , или Тихфинская дорога (1765–1776) — по г. Тихвину (ныне Ленинградская обл.), находящемуся на магистрали, которая начиналась с этой дороги, в соответствии с распространенной в XVIII в. практикой передачи звукосочетания «хв» через «ф».
Впоследствии — Шлиссельбургский тракт (1831–1898) или Шлиссельбургское шоссе (1847–1888), также Архангелогородское шоссе (1847–1891). На территории Усть-Славянки наименование Шлиссельбургское шоссе применялось до 1930-х гг., на территории пос. Усть-Ижора, Понтонный и Сапёрный существует и сейчас.
В 1849 г. в границах от пл. Александра Невского до ОАО «Невский завод» появляется название Шлиссельбургский пр. На плане 1882 г. в его состав включен также участок от пл. Александра Невского до Херсонской ул. В сер. XIX в. существовало также наименование Архангелогородский пр.
С образованием в кон. XIX в. — нач. XX в. Шлиссельбургского, а затем и Александровского пригородных участков на их территории с 1895 г. также фиксируется название Шлиссельбургский пр. с раздельной нумерацией домов по каждому селению, через которые он проходил (с. Смоленское, с. Михаила Архангела, с. Фарфорового завода, с. Александровское, дер. Мурзинка, с 1898 г. и с. Рыбацкое). На территории с. Михаила Архангела в 1898–1917 гг. существовало также название пр. Александровской Волости по Александровской волости с центром в с. Михаила Архангела, включавшей также с. Фарфорового завода.
В нач. 1920-х гг., вслед за переименованием Невско-Обуховского района в район Володарского (Володарский район) и села Фарфорового завода в село Володарского (Володарское), была предпринята попытка переименования Шлиссельбургского пр. на протяжении от пл. Александра Невского до Рыбацкого пр. в пр. Володарского в честь В. Володарского (наст. имя и фам. Моис. Маркович Гольдштейн; 1891–1918), члена Петербургского комитета РСДРП (б), участника Октябрьского вооруженного восстания 1917 г., комиссара Северной коммуны по делам печати, пропаганды и агитации с 1917 г., убитого на этом проспекте близ современного Володарского моста . Вследствие этого на некоторых картах 1920-х гг. Шлиссельбургский пр.10744 обозначался как пр. Володарского (1923) либо как пр. Села Володарского (1925–1929). Фактически же после 1918 г., когда бывшие Шлиссельбугский и частично Александровский участки вошли в городскую черту Петрограда, на участке от пл. Александра Невского до ОАО «Невский завод» сохранилось название Шлиссельбургский пр. , оставшаяся часть разделилась на шесть отдельных проездов в каждом из бывших селений:
пр. Села Смоленского (от ОАО «Невский завод» до ул. Крупской );
пр. Села Михаила Архангела , или пр. Михаила Архангела (от ул. Крупской до Фарфоровской ул. ). Переименован в 1926 г. в пр. Крупской в честь Над. Конст. Крупской (1869–1939), участницы революционного движения в Роccии, советского государственного и партийного деятеля, жены Вл. Ил. Ленина, преподававшей в 1890-е гг. в Смоленской вечерне-воскресной рабочей школе (д. 107, лит. В) (см. также ул. Крупской );
пр. Села Володарского (от Фарфоровской ул. до Леснозаводской ул. );
пр. Села Александровского (от Леснозаводской ул. до кольцевой автодороги). Переименован 19 мая 1931 г. в пр. Памяти Обуховской Обороны , как указано в решении, «в память о героических революционных событиях 1901 г., вошедших в историю под названием “Обуховская Оборона”», то есть о стачке рабочих Обуховского сталелитейного завода в мае 1901 г., переросшей в столкновения с полицией и войсками. С 1933 г. — в современной форме;
пр. Деревни Мурзинки (от кольцевой автодороги до Рыбацкого пр. ).
На плане 1947 г. обозначен как пр. Мурзинки ;
пр. Села Рыбацкого (см. Рыбацкий пр. )
15 декабря 1952 г. Шлиссельбургский пр. , пр. Села Смоленского , пр. Крупской , пр. Села Володарского , пр. Обуховской Обороны и пр. Деревни Мурзинки были объединены в один проезд, получивший современное наименование. Решение не было выполнено и 28 сентября 1953 г. отменено, а 4 января 1954 г. принято повторно.
Продлен 23 февраля 1987 г. от Рыбацкого пр. до Караваевской ул.